Меню

Кровля. Свежее решение

Битумная рулонная гидроизоляция, которая источает запах мяты или приятный фруктовый аромат. Это не отвлеченная фантазия и даже не научная фантастика, а новая запатентованная разработка ТЕХНОНИКОЛЬ. В ней самым удивительным образом объединены принципы бережливого производства и философии «Ноль отходов». Результатом стала первая в мире технология, которая позволяет использовать жевательную резинку в составе рулонной битумной гидроизоляции.
Три части жевательной основы, две части подсластителей, пищевых добавок и ароматизаторов. Таков усредненный состав обычной жвачки — по сути, одноразового продукта, который после кратковременного употребления превращается в трудноперерабатываемые отходы. И пусть его доля в общем объеме «хвостов» производства и потребления не так велика, все же производители бубль-гума в России ежегодно образуют более 200 тонн некондиционного пищевого каучука. Или, как показала практика ТЕХНОНИКОЛЬ, весьма ценного вторичного ресурса.

Сломав стереотипы

Компания не раз ломала стереотипы о кровельных материалах, состав и технология производства которых, казалось бы, давно отработаны и практически неизменны. Вот и сейчас ее сотрудники нашли способ использовать вспомогательный продукт, который применяется при производстве жевательной резинки, как альтернативу первичным полимерам при изготовлении рулонной изоляции. Его перспективность была не только доказана в ходе научно-исследовательской работы, но и подтверждена производственными экспериментами.

Отправной точкой практических поисков стал вопрос: чем из соображений экономики и экологии заменить промышленный полиизобутилен, который используется при производстве кровельных материалов? «Данный компонент содержится в составе пластификаторов, которые добавляют битуму пластифицирующие свойства, а готовому материалу — гибкость и теплостойкость», — объясняет исполнительный директор завода ТЕХНОНИКОЛЬ в Выборге Кирилл Кемаев.

С точки зрения химии полиизобутилен — это насыщенный полимер, который обладает высокой устойчивостью к действию кислорода, озона и растворов кислот, щелочей и солей. При этом его высокомолекулярная разновидность сохраняет упругость и пластичность при температурах до 55 градусов по Цельсию ниже нуля, а низкомолекулярная — до 75 градусов со знаком минус. Схожим составом и свойствами обладает и каучуковая основа жевательной резинки. А добавляемые к ней ароматизаторы в значительной мере ослабляют запах битума, который используется в качестве вяжущего при производстве кровельных материалов.
photo_5267091302334459157_y.jpg

Эксперименты, призванные в том числе определить оптимальную интенсивность аромата, проводили Евгений Кирилов из заводской лаборатории в Выборге и Наталия Политова из научно-исследовательского центра «Битумные материалы и гранулы» в Рязани. Результаты оценивали ольфактометрическим методом специалисты сторонней организации — «Лаборатории запаха № 1» из Москвы. В итоге была найдена идеальная формула и пропорция ввода ароматизирующего компонента.

«Для меня участие в данном проекте стало большой неожиданностью, которое началось с того, что Кирилл Кемаев предложил растворить жвачку в битуме, — вспоминает Евгений Кириллов. Причем в успех данного начинания, а точнее — устойчивые характеристики сырья, полученного в ходе подобных манипуляций, на тот момент не верил никто. Тем не менее мы попробовали внести растворенную в битуме жевательную резинку в рецептуру, предложенную Наталией Политовой, и обнаружили, что каждый лабораторный замес сопровождался устойчивым мятным ароматом.

Образцы готовой продукции, выпущенной с применением этой формулы, мы с Кириллом представили на форуме инноваций промышленных предприятий в Иннополисе. По итогу наше изобретение столь сильно впечатлило публику, что было отмечено и Гран-при конкурса, и призом зрительских симпатий. Я результатом тоже очень доволен: теперь во время производства кровельных рулонных материалов в цеху чувствуется запах мяты, а не битума. Поэтому мы продолжаем работу и пробуем вносить данное сырье в другие текущие марки».

А Наталия Политова вспоминает слова Дэна Брауна: «Возможно все, на невозможное просто требуется больше времени», — к которым добавляет еще один компонент успеха: «И знаний!» Достигать вдохновляющих результатов, по ее словам, также позволяет хорошая сплоченная команда единомышленников, стремящихся взглянуть на традиционное по-новому.

Эффект масштаба

«Этот проект родился из небольшой внутризаводской инициативы, инвестиции в его реализацию были нулевыми. Драйверами, способствовавшими переходу на столь масштабный уровень, были Екатерина Ракитская, директор по связям с общественностью, и Ольга Борисова, руководитель направления корпоративных коммуникаций. Именно они вдохновили команду на продолжение экспериментов, когда все уже были готовы отказаться от этой идеи», — отмечает Кирилл Кемаев. Результат — патент на новую технологию производства гидроизоляции на основе полиэфира, защищенного с обеих сторон полимерно-битумным вяжущим, в составе которого содержится жевательная резинка. Жвачка в зависимости от типа продукции составляет 1–25 процентов от массы битумного вяжущего и используется для ослабления запаха битума.

Промышленный эксперимент в Выборге и Воскресенске подтвердил: производство рулонной гидроизоляции по такой технологии сопровождает приятный мятный аромат, а не привычный запах битума. В значительной степени он сохраняется и в течение 15 дней хранения материала на открытой площадке, а полностью исчезает только по прошествии двух месяцев. Оценить это уже могли посетители Недели инноваций и производительности IN’HUB в сентябре 2023 года. На ней разработка ТЕХНОНИКОЛЬ получила Гран-при и приз зрительских симпатий конкурса «Трансформация».
Неделя инноваций_2023.jpg

Тем временем первые промышленные партии «мятной» рулонной гидроизоляции вышли на рынок. Технологию ее производства уже освоили на предприятиях в Воскресенске, Выборге и Рыбинске. В ближайшей перспективе кровлю с запахом мяты или фруктовым ароматом будут выпускать лимитированной серией — ограничение накладывают доступные объемы вторичного сырья для нее. Они позволяют производить до одного миллиона квадратных метров кровельных материалов в год. Однако у ТЕХНОНИКОЛЬ есть весь необходимый потенциал для масштабирования технологии. Ее могут использовать, к примеру, для разработки линейки экоматериалов для проведения работ в местах скопления людей, туристических и торговых центрах, на центральных улицах.

Ключевая польза новой технологии для окружающей среды и экологии состоит в том, что от 10 до 25 процентов первичного компаунда мы можем заменить на вторичные продукты, которые ранее просто выбрасывались и не использовались повторно.
Подпишитесь на рассылку и получите бонус в первом письме
Также вас ждут:
  • Лайфхаки
  • Статьи
  • Анонсы мероприятий
  • Акции
  • Спецпроекты
Выберите вашу сферу

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс. Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Просим внимательно ознакомиться с Политикой конфиденциальности.