Больше, чем просто переход с одного берега на другой. Как мост может стать полноценным общественным пространством — ТЕХНОНИКОЛЬ

Больше, чем просто переход с одного берега на другой. Как мост может стать полноценным общественным пространством

Теория красоты

Содержание

Многие архитекторы, конструкторы и обычные жители городов воспринимают мост исключительно как способ перейти реку, обрыв, железнодорожные пути или любое другое препятствие. Лишь редких случаях, вроде Крымского моста, такие объекты привлекают немного больше внимания, а их создание активно освещают в медиа.

Однако есть немало мостов, обладающих особой ценностью для горожан, туристов и даже животных. В этой статье мы расскажем о некоторых выдающихся примерах. А заодно оставим для архитекторов и конструкторов полезные инсайты, которые помогут в будущем создавать более удобные и привлекательные сооружения.

Понте Веккьо и Хаджу – арочные мосты, меняющиеся со временем

Наша первая остановка – средневековая Италия. А именно: Флоренция эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Медичи, собор Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольня Джотто и, конечно же, знаменитый мост Понте Веккьо – самые яркие символы вольного города.


Источник: ru.freepik.com

С итальянского языка Понте Веккьо переводится как «Старый мост». Без его посещения сейчас не обходится ни одна экскурсия. Такое название связано с тем, что первый мост на этом месте построили еще во времена Римской империи.

Сперва Понте Веккьо хотели использовать только как переправу через реку Арно, но со временем мост обрастал разными дополнительными функциями.

Как использовали мост в разные века

Например, на него переместили торговые ряды с мясом. Несмотря на прогрессивность средневековых итальянских республик, до изобретения вытяжек и других систем очистки воздуха оставалось еще очень много времени. Поэтому герцог Козимо I Медичи повелел убрать слишком «пахучих» мясников с городских улиц и переместить их на мост.

Через несколько веков владельцев мясных лавок сменили ювелиры, а Понте Веккьо получил свое второе название – Золотой мост.

Мог ли средневековый архитектор Нери ди Фиораванти подумать, что его творение простоит в практически неизменном виде почти 7 веков и переживет несколько мировых войн? Скорее всего, нет.

За такую прочность стоит благодарить не только удачное стечение обстоятельств, но и устойчивую изящную конструкцию из трех арок. Центральная имеет длину 30 метров, а боковые – по 27 метров. Высота сводов колеблется между 3,5 и 4,4 метра. Ширина – 32 метра.

Мост как плотина

Второй пример средневекового арочного моста, который одновременно справлялся с разными функциями, – Хаджу. Персидские архитекторы задумали его не только как переправу через реку Зайендеруд, но и как продолжение дворца шаха. Монархи могли в любое время остановиться здесь и передохнуть в одном из прохладных павильонов. Сегодня же на их месте находится музей.


Источник: funart.pro

Кроме того, Хаджу выполняет роль плотины и главного элемента оросительной системы. Если закрыть впускные шлюзы моста, можно запрудить воду из реки и оросить почву многочисленных садов, находящихся рядом.

Идея для вдохновения

Многофункциональные мосты как строили 700 лет назад, так строят и сегодня. Они до сих пор востребованы. За примерами далеко ходить не нужно: стоит только вспомнить мост Багратион со множеством торговых помещений.

К тому же мост всегда может со временем приобретать дополнительные функции. Сегодня по нему только ходят пешеходы и ездят автомобили, а через 50 лет будут останавливаться туристы в гостиницах или появится большой музей.

Айола Айленд и Moses Bridge – мосты, созданные для вау-эффекта

Говорят, что содержание гораздо важнее формы. Может и так, но у любого правила есть исключения.

Взять, к примеру, Айола Айленд в австрийском городе Грац. Через реку Мур вполне можно было перекинуть обычный мост, но американский конструктор Вито Аккончи решил, что это слишком просто.


Источник: simpletravel.ru

Поэтому Айола Айленд состоит из двух пешеходных дорожек, ведущих к воздушной платформе, которую удерживают якоря. На ней расположили ресторан, смотровые и пляжные площадки.

Благодаря такому смелому решению заурядный переход через реку превратился в общественное пространство, популярное среди местных жителей и туристов.

Или посмотрим на более экстравагантный вариант из Нидерландов – Moses Bridge, что переводится как «Мост Моисея». Он похож скорее на траншею, которая разрезает реку на две части. Это архитектурная отсылка к библейскому сюжету о том, как ветхозаветный пророк провел свой народ по дну Красного моря.


Источник: thespaces.com

Идея для вдохновения

Мосту не нужно быть древним и обладать тысячелетней историей, чтобы привлекать туристов. Даже «новострой» может стать магнитом для гостей города. Главное, чтобы в его задумке была какая-то изюминка.

Вполне возможно, что исполнение особого архитектурного изыска окажется слишком дорогим. Не стоит этого бояться – благодаря интересу местных людей и притоку туристов затраты с лихвой окупятся.

Аньцзи – мост, построенный на тысячелетия

Аньцзи, или «Мост безопасной переправы» – это самый древний каменный мост в Китае. Его построили еще в VII веке. Во многом он сильно опередил свое время: технологии, с которыми работали строители, появились в Европе только спустя 8 веков!


Источник: liveinternet.ru

Для создания Аньцзи китайский архитектор Ли Чун впервые использовал открытые перемычки и боковые арки. Это сделало мост более устойчивым к наводнениям, которые случались в этой местности часто. К тому же удешевило и ускорило стройку – Аньцзи возвели всего за 10 лет.

Сегодня мост до сих пор используют по прямому назначению. Это настоящий магнит для туристов – где еще можно пройтись по архитектурному объекту, который старше 1300 лет? Причем за все это время заменить пришлось только декоративные поручни.

Идея для вдохновения

Новейшие технологии – ключ ко всему. Конечно, ваш мост вряд ли опередит прогресс на 1000 лет. Но пользоваться устаревшими техниками и не рисковать – тоже не выход.

Экодук в Калужской области – мост, созданный не для людей

Кто сказал, что мосты должны быть только для водителей и пешеходов? Животным тоже нужны переходы. Из-за строительства дорог и технического прогресса обычные стали для них слишком опасными. Поэтому, чтобы сохранить жизни зверей и уменьшить количество аварий, строят экодуки.

Кроме того, именно благодаря диким животным наши предки выживали многие столетия и даже тысячелетия. Теплые шкуры, питательное мясо и другие предметы – без них было бы невозможно наше развитие. Но теперь, в XXI веке, человечеству нужно не только брать у природы, но отдавать. И такие «живые» мосты станут отличной благодарностью диким животным.

Сейчас экодуки возводят по всему миру, в том числе и в России. Например, так выглядит экодук в Калужской области.


Источник: 2DRIVE.RU

Идея для вдохновения

Возможно, в будущем разница между обычным мостом и экодуком будет постепенно стираться. Благодаря этому мостами смогут безопасно пользоваться все: автомобилисты, пешеходы, велосипедисты и животные. Как нам кажется, в таком направлении и стоит развиваться.

А теперь вопрос к архитекторам и конструкторам: какой мост (или несколько) вдохновляет вас больше всего? Напишите свой ответ в комментариях.

Как вам статья?