В данной статье рассмотрим следующие вопросы:
Кровлю обычно разделяют на несколько групп элементов следующим образом:
Удобно начинать от одного из углов кровли и дальше идти челночным способом: от парапета до парапета, от края до края, проходя постепенно всю крышу, осматривая её, фотографируя дефекты и внося данные о них в приложение.
Самый опасный дефект рулонной кровли — отсутствие кровельного ковра. Как правило, причина — наплавление кровельного ковра на неогрунтованное основание. Ветровой нагрузкой ковёр может оторвать, чаще отрыв кровельного ковра происходит на крышах с наружным водостоком. Последствия понятны — это практически гарантированная протечка.
Если это небольшой отрыв, устанавливают заплатку на месте. В противном случае крышу необходимо оперативно ремонтировать.
Отсутствие защитного слоя — один из самых распространённых дефектов. Все кровельные материалы, используемые для верхнего слоя, имеют защитную посыпку, которая предохраняет битумное или битумно-полимерное вяжущее от воздействия ультрафиолета, защищает от потери эксплуатационных свойств. В процессе эксплуатации по разным причинам кровельный материал постепенно теряет защитную посыпку, что приводит к ускорению старения кровли из-за воздействия УФ-излучения.
Чтобы устранить этот дефект, необходимо нанести окрасочно-защитный слой, например, при помощи мастики ТЕХНОНИКОЛЬ № 57 и таким образом восстановить защиту от ультрафиолета.
Ещё один дефект рулонной кровли, который достаточно часто встречается на крышах наружного водостока, — механическое повреждение карнизных свесов и водосточного желоба при нарушении правил очистки кровель, когда используются металлические ломы, лопаты, которые повреждают элементы кровли.
Способ устранения дефекта достаточно прост — достаточно установить заплаты на место повреждения. Главное — не забывать основное правило: заплата должна перекрывать место повреждения не менее чем на 100 мм с каждой стороны. Иначе такой дефект может легко стать причиной протечки.
Расслоение швов полотен кровельного материала обычно связано с нарушением технологии выполнения кровельных работ. Здесь может быть два варианта нарушения технологии.
В первую очередь — недогрев материала, когда при наплавлении из шва не вытекает вяжущее. Второй вариант — когда наплавление проводят по защитной посыпке без предварительной подготовки. Предварительно посыпку нужно разогреть, втопить и после этого уже производить наплавление шва. Дефект приводит к тому, что вода может затекать в эти пазухи либо образовывать пузырь. В дальнейшем такое повреждение приведёт к протечке.
Мелкие дефекты можно попытаться исправить, заплавив горячим воздухом. Если не удаётся сделать это строительным феном, тогда нужно укладывать заплаты. Если дефект возник на значительной площади — например, вышел из строя весь шов или несколько швов рядом, — тогда выполняют устройство нового слоя на этом участке. Это достаточно сложная работа: укладывают новый материал, на котором свежая посыпка. Для надёжного прилегания посыпку надо будет втапливать.
Основной причиной растрескивания водоизоляционного ковра является старение битумного вяжущего. Это происходит, прежде всего, из-за потери защитной посыпки на материале. При старении вяжущее становится жёстким и начинает растрескивается. Влага в таком случае попадает в армирующую основу кровельного ковра.
Единственный вариант устранения дефекта — полная замена кровельного ковра. Временным решением в рамках текущего ремонта может стать устройство дополнительного слоя поверх существующей кровли. В этом случае, лучше применять материал ТЕХНОЭЛАСТ ВЕНТ.
Ещё одним дефектом рулонных кровель, связанным как раз в большей степени с материалом, является нарушение покровного слоя материала. В этом случае верхний слой вяжущего отскакивает от армирующей основы, оголяя основу. Подобная проблема характерна для материалов с армирующей основой из стеклоткани+. Он говорит о плохой пропитке основы битумом.
Для устранения дефекта на место повреждения следует поставить заплату. Если её не поставить, вода будет постепенно насыщать основу дальше, площадь повреждения будет увеличиваться: зимой вода будет застывать и отрывать верхний слой вяжущего. Такой заплатки хватит надолго, особенно если дефект был выявлен вовремя и вода не успела накопиться в основе.
Основной причиной вздутия водоизоляционного слоя является влага под кровельным ковром. Как правило, это происходит из-за укладки материала на недостаточно просушенное основание.
Чтобы предотвратить возникновение этого дефекта, применяется специальный битумно-полимерный материал Унифлекс ВЕНТ. При укладке такого материала между ним и стяжкой остаются специальные каналы, по которым лишняя влага в виде пара удаляется через кровельные аэраторы. При возникновении вздутия его необходимо вскрыть, просушить и закрыть. Затем на место вздутия укладывают заплату. Границы дефекта должны быть закрыты заплатой с нахлёстом не менее чем 100 мм.
Основная опасность вздутия в том, что это система, находящаяся в динамике: в холод сдувается, в жару надувается. Границы дефекта, как и сетку трещин, хорошо видно по сдувшемуся пузырю, из-за того что материал постоянно работает на изгиб.
Появление луж на крышах недопустимо, кроме кратковременных, возникающих сразу после дождя.
Такой дефект в условиях эксплуатации и мелких ремонтов практически неустраним. Это образование зон застоев воды — луж. Они могут быть как в ендовах, так и просто на рядовом покрытии. Даже если в луже на данный момент нет воды, её можно определить по пыльным отпечаткам.
В чём опасность дефекта? Во-первых, собирается грязь: её сложно очистить, особенно скопившиеся и сильные отложения. Она может срастаться с ковром, растрескиваться и приводить к растрескиванию части самого ковра, находящегося под слоем отложений. В неё попадают семена растений, споры мха — начинается биологическое разрушение кровли корнями растений. Зимой лужи застывают, вода расширяется и повреждает посыпку.
В основном лужи образуются, если при устройстве или капитальном ремонте крыши уклоны кровли были нарушены.
Чтобы исправить дефект необходимо демонтировать кровельный ковер, отремонтировать и выровнять основание, и уложить новую кровлю.
Биологическое разрушение кровли — это одно из следствий застоя воды на крыше, когда в грязевые отложения попадают споры мха, семена травы и корни растений начинают разрушать кровельный ковёр. Если этот процесс происходит достаточно долго, то начинает разрушаться стяжка, а иногда могут повреждаться несущие конструкции.
Для устранения дефекта необходимо полностью вырубать этот участок кровельного ковра. Нужно проверить, потребуется ли ремонт основания кровли. Лучше всего исправлять этот дефект в рамках капитального ремонта.
Данный дефект возникает на примыканиях вертикальных поверхностей стен и парапетов. Причиной является неправильное крепление кровельного ковра. Например, используется тонкая оцинкованная сталь, которая недостаточно крепко удерживает его. Впоследствии ковёр начинает отходить, и под него может попадать вода.
Второй вариант — когда о механическом закреплении края кровельного ковра вообще забыли. Всё это может привести к тому, что примыкание попросту отвалится под собственным весом, что и вызовет отслоение кровельного ковра от вертикальной поверхности.
При отслоении ковра под него будет затекать вода или попадать снег, который потом будет таять, и всё это приведёт к протечке.
Для устранения дефекта необходимо заменить участок примыкания. Для этого следует удалить кровельный ковер с вертикальной поверхности и примерно на 50 см на горизонтальной. При устройстве нового кровельного ковра необходимо обеспечить отсутствие зон застоя воды у примыканий кровли к вертикальной поверхности.
Образование воздушных или водяных (если туда попала вода) мешков на примыканиях к вертикальным поверхностям в большинстве случаев является причиной протечки отложенного типа. Вода накапливается в этих полостях во время дождя, а спустя время в этих местах возникает протечка.
Дефект опасен не только этим: в местах образования мешков ковёр свободно перемещается и может быть повреждён, например надорван.
Ликвидировать дефект можно заменой части кровельного ковра. Основная причина возникновения таких «мешков» — нарушение технологии укладки кровельного ковра.
Основной причиной возникновения дефекта является нарушение технологии выполнения работ: кровельщик укладывает материал на горизонтальную поверхность, прогревает его, а затем пытается приклеить остывающий материал на вертикальную поверхность.
Неправильное крепление парапетных крышек — распространённый дефект. Парапетные фартуки должны быть скреплены фальцевым соединением. Вместо этого их часто кладут внахлёст, из-за чего и возникает протечка. Могут возникать замокания по фасаду здания в виде полос под парапетом в местах стыка парапетного фартука.
Ещё одна возможная ошибка — сквозное крепление через парапет дюбель-гвоздём. Крышка парапета сминается, а место соединения уплотняют герметиком или резиновой прокладкой. Такое уплотнение прослужит недолго и в какой-то момент начнёт протекать. Если не знать, что такие крепления могут быть причиной протечки, источник можно искать долго.
Чтобы избежать возникновения подобного дефекта, парапетную крышку нужно крепить на Т-образные костыли, а картины парапетного фартука соединять между собой фальцем.
Отсутствие защитных элементов из оцинкованной стали, в том числе защитных фартуков, карнизных свесов, покрытия парапета, приводит из-за отсутствия выноса как минимум к замоканию фасада.
Парапетную крышку восстановить относительно несложно.. С карнизным свесом будет сложнее, — скорее всего, придётся делать ремонт большого участка.
Элементы из оцинкованной стали тоже подвержены старению: цинковое покрытие разрушается, особенно после механических повреждений или если оно изначально не очень качественное. Это приводит к потере защитных свойств и коррозии металла.
Дефект опасен прежде всего тем, что в корродированном металле могут появляться мелкие трещины. В дальнейшем они могут стать причиной появления протечки мерцающего типа. Дефект сложно обнаружить, потому что протечка возникает не каждый раз.
Единственный эффективный способ устранить эту проблему — заменить заржавевшие детали. Конечно, их можно покрасить светоотражающей краской, но это не сильно продлит их срок службы, поэтому лучше заменить на новые.
Этот чисто эксплуатационный дефект сложнее всего решить на внутреннем водостоке. Наружные желоба тоже могут засоряться — как правило, листвой. Прочистить их не составляет труда.
Этот дефект опасен такими же последствиями, как и в случае с застоем воды. Только в этом случае возникающие лужи более глубокие. Если лужа долго не исчезает, начинают прорастать растения, скапливаются грязь и ил. Устранить такое загрязнение, не повредив кровельный ковёр, достаточно сложно.
Чтобы не допустить засорения водоприёмных воронок, нужно проводить сезонные и внеплановые осмотры, особенно после сильных ливневых дождей.
Очень часто засорение воронок происходит из-за отсутствия защитных колпаков (защитных фильтров) сверху. Соответственно, попадание грязи и даже крупного мусора неизбежно при неконтролируемом выходе на крышу. Это приводит к засорению и тем же проблемам, которые возникают при появлении больших луж.
Неправильное выполнение какого-либо узла относится к типовым дефектам. Как правило, это места примыкания к оборудованию: сантехническим вытяжкам, ограждениям на кровле. Возникновение таких дефектов приводит или к протечкам, или к попаданию влаги под кровельный ковёр.
На данный момент существуют три документа, описывающие оценку физического износа кровель:
Физический износ — это ухудшение технического состояния конструкции под воздействием различных факторов в процессе эксплуатации. Физический износ можно определить как отношение стоимости устранения дефекта к восстановительной стоимости конструкции. Восстановительная стоимость — это, например, сколько стоит сделать новую крышу в рамках сегодняшних цен. Умножаем на 100% и получаем процент физического износа.
Существует два метода оценки физического износа:
Для слоистых конструкций (крышу как раз можно отнести к ним) необходимо проводить оценку по обоим методам и выбирать наибольший физический износ.
Оценку физического износа по сроку службы проводят по графикам максимального срока службы, ориентируясь на срок эксплуатации.
Пример:
Определим износ кровли на данном графике, рассматриваем двухслойный ковёр.
Материал обоих слоёв одинаковый: допустим, два слоя кровельного материала марки УНИФЛЕКС — они имеют один и тот же срок службы, поэтому по сроку службы физический износ будет одинаковым.
По соотношению стоимости материала (коэффициент К) «наши» слои соотносятся 0,47/0,53, то есть можно приравнять по 0,5 и рассматривать кровельный ковёр как 1 — единое целое.
Если ковёр из битумного материала, который имеет срок потенциальной службы не более 10 лет, то 40-процентный износ наступает уже через пять лет.
Если кровельный ковер выполнен из материалов класса ТЕХНОЭЛАСТ, которые имеют срок службы 25–30 лет, то 40-процентный износ по сроку службы достаточно долго не наступает. Поэтому оценку состояния в таком случае проводят по фактическому износу.
В ВСН 53-86(р) и двух других документах содержатся таблицы с признаками износа, соответствующими проценту физического износа.
Пример:
Если обнаружен один признак определения износа в интервале 21–40%, например вздутие кровельного ковра, то износ участка или всей конструкции (если есть небольшое количество вздутий на всей кровле) оценивается по нижней границе степени физического износа. В этом случае он составит 21%. Если обнаружены все признаки, физический износ оценивается по верхней границе, то есть он составит 40%.
Если на крыше есть несколько ярко выраженных участков с разной степенью износа, то фактический износ конструкции будет рассчитываться по сумме физических износов конструкции, умноженной на соотношение площади повреждения к площади конструкции. Эта сумма даст фактический износ всей конструкции в целом:
В соответствии с ВСН и методиками износ конструкции при расчёте округляется до 5%. То есть если в результате вычислений получилось 22%, то износ составит 25%.
Эта оценка физического износа в процессе эксплуатации проводится «для себя» — чтобы понимать и в случае необходимости планировать ремонт при ежегодных осмотрах физического износа.
Таблица относится ко всему зданию в целом. Например, при износе до 20% нужны какие-то частичные ремонтные работы на отдельных участках. 21–40% — требуется выборочный капитальный ремонт конструктивных элементов.
Однако в методических материалах упоминается, что проводить капитальный ремонт лучше именно на этой стадии физического износа здания. Если степень износа составляет 41–60%, то его техническое состояние неудовлетворительное, нужен комплексный капитальный ремонт здания.
Если речь идёт об отдельной конструкции, например кровле, то при износе 21–40% необходимо планировать капитальный ремонт всей крыши.
Чтобы правильно определить дефекты кровли и подобрать способы их устранения, необходимо придерживаться следующих правил: