22 февраля

Мост как общественное пространство

Мосты как люди. Они бывают большими и маленькими, значимыми или маловажными для мира в целом, красивыми и не очень. Одни «проживают» долгую жизнь и гаснут, как падающие звезды. Другие разрушает время, и на их месте возводят новые, более современные конструкции. Есть и третья группа мостов, которые возрождаются как птица Феникс и становятся местом встреч, отдыха и селфи. Наша статья именно о них.

Мост как общественное пространство

Мосты как инженерные сооружения для перехода или переезда через препятствие часто теряют свое первоначальное предназначение. Одни умирают, другие обретают «вторую жизнь» и продолжают дальше служить людям, правда, в другой ипостаси. Об этом и поговорим.

Мост Понте Веккьо

Ponte Vecchio через реку Арно (Флоренция, Италия) был построен в 1345 году. Вначале он использовался по своему прямому предназначению. Но в 15 веке городские правители решили избавиться от зловония, которое распространялось вокруг мясных лавок и приказали владельцам разместиться на мосту. Мост заполнили мясные лавки. Их становилось все больше, и владельцам пришлось делать пристройки, которые нависали прямо над водой. В 17 веке мясников заменили золотых дел мастера, и мост стали называть Золотым.

1 Понте веккьо.jpg

Сегодня на первых этажах расположены сувенирные лавки, а в домах живут обычные люди. Мост же превратился в прогулочную зону с открытой площадкой в центре. Туристы делают тут остановку, любуются рекой, другими мостами, видом на город.

2 Понте веккьо.jpg

Мост Хаджу

Арочный мост Khaju Bridge на реке Заянде (город Исфахан, Иран) был построен из кирпича и камней в 1650 году (длина — 105, ширина — 14 метров). Он предназначался не только для переправы через реку — в галереях первого этажа были устроены покои для отдыха царской семьи. Сегодня по нему можно не только перейти с одного берега на другой — туристы могут посетить настоящий музей из 50 павильонов, украшенных старинными рисунками и мозаиками.

3 Хаджу.jpg

4. Хаджу.jpg

Мост Айола Айленд

Он перекинут через реку Мур (город Грац, Австрия) и по форме напоминает небольшой островок, к которому ведут пешеходные дорожки. Представляет собой изящную воздушную конструкцию с павильоном-рестораном в центре. На мосту оборудованы смотровые площадки, для детей — игровые, для любителей солнечных ванн — пляжные. Несмотря на вес (20 тонн), он не закреплен на воде и удерживается только якорями.

6. Айола Айленд.jpg

7. Айола Айленд.jpg

Мост Moses Bridge

Мост Моисея (город Хальстерен, Нидерланды) тоже является своего рода общественным пространством, а также точкой для погружения в легенду. В основе его создания — библейская притча, согласно которой морская гладь расступилась перед Моисеем. Он представляет собой изготовленный из древесины мост-траншею, которая будто «разрезает» реку на две части. В 2011 Ассоциация голландских архитекторов признала Мост Моисея лучшим строением года.

8. Moses Bridge.jpg

9. Moses Bridge.jpg

Мост дождя и ветра

Берега реки Линси (Китай) соединяет напоминающая радугу трехэтажная конструкция — Мост дождя и ветра. Он был построен в 1916 году из камней и древесины без единого гвоздя, имеет длину 64,4 метра, (ширина — 3,4 метра, высота — 10,6 метра). На мосту располагаются павильоны, веранды. На установленные тут и там табуреты можно присесть и полюбоваться видами чарующих холмов или чайных лесов.

10. Мост дождя и ветра.jpg

Мост «Волны Хендерсона»

Henderson Waves является самым высоким мостом Сингапура — высота опор достигает 36 метров (протяженность — 294 м). Он соединяет два городских парка Маун Фабер и Телок Бланга Хилл-Парк и представляет собой изогнутую конструкцию с 7-ю похожими на волны изгибами. Волны выполняют роль ниш, в которых расположены скамейки и кресла для отдыха, а также крыш, которые защищают отдыхающих от непогоды и палящих лучей солнца.

12. henderson_waves.jpg

С моста открываются чудные виды на гавань, парки и сам Сингапур, особой таинственности ему придает LED подсветка, которая включается вечером. Мост является пешеходным, допускаются велосипедисты, за проезд на автомобиле нужно платить.

13. Henderson Waves.jpg


Уменьшение количества зеленых насаждений волнует экологов и жителей мегаполисов. Перед архитекторами и ландшафтными дизайнерами оно открывает огромные возможности для творчества.

Они разрабатывают проекты, которые позволяют превратить старые и непригодные для эксплуатации мосты в парки отдыха. К примеру, в Нью-Йорке под парк оборудовали старый мост, который строился как транспортная развязка, но ошибка в расчетах не позволила полноценно загрузить его. Вначале по нему курсировали трамваи, а затем его превратили в зону отдыха.

Реализован подобный проект и в Сеуле — Seoullo 7017, в котором под парк преобразовали старую автомобильную эстакаду. Мост длиной в 983 метра был построен в окрестностях станции Сеульский вокзал в 1970 году. К 2000 годам он обветшал и не мог выдерживать растущие нагрузки. Но его не снесли, а превратили в шикарную пешеходную зону с 17 пешеходными дорожками в 5 тематических зонах, уютными кафе-чайными, цветочными магазинами, рынками, библиотеками, мини-батутами для детей.

Старый мост стал не только местом для отдыха, но и настоящим ботаническим садом — тут можно встретить 228 видов и подвидов растений, высажено 24 000 деревьев, кустов и цветов.

14. Seoullo 7017.jpg


Намечено и уже ведется строительство подобных зон отдыха в Лондоне, Вашингтоне, Нидерландах, других городах и странах.

Но это еще не все. В Канаде, Франции, Германии, Австралии и других странах подобные мосты строят и для животных. Но экодуки предназначены не для встреч и прогулок наших меньших братьев, а с целью защитить их от наездов автотранспорта.

Канада:

16..jpg


Нидерланды:





Мост для крабов, Австралия

18.jpg