Капитальный ремонт кровли МКД: от типовых решений к экспериментам — ТЕХНОНИКОЛЬ

Капитальный ремонт кровли МКД: от типовых решений к экспериментам

Теория стройки

Содержание

Капитальный ремонт кровли МКД: от типовых решений к экспериментам

Если кровля стала пациентом Фонда капремонта, масштабы проблемы, скорее всего, не ограничиваются повреждением водоизоляционного ковра. Намокший утеплитель, наледи, холод, влага на чердаке, а то и в квартирах жителей верхних этажей, – стандартный набор недочётов, которые возникают, когда износ кровли достигает 100%. Как сделать капитальный ремонт кровли рационально, разберём на конкретном примере.

Краткий обзор правил эксплуатации кровли

Кровли многоквартирных домов в России можно условно поделить на несколько типов:

●     битумно-полимерные;

●     металлические;

●     кровли, выполненные из полимерных мембран.

Каждое покрытие имеет свой срок службы, рано или поздно оно обязательно потребует ремонта. Насколько быстро наступит этот момент, во многом зависит от обслуживающей организации. Любая крыша, подобно автомобилю, требует обязательного обслуживания. Причём, не имеет значения, из какого материала, выполнено покрытие.

В рамках технического обслуживания организации выполняют следующие работы по необходимости:

  1. Производят чистку кровли и водоотводящих устройств.

При уборке мусора защитные колпаки, водоприёмные воронки и водосточные трубы следует прочищать круглыми проволочными щётками (ершами) диаметром, равным диаметру трубы. В системах внутреннего водоотвода с наружным выпуском необходимо периодически чистить гидравлический затвор водоотводящей трубы и лотки. Запрещается сметать пыль и мусор в водостоки.

  1. Подтягивают или заменяют расшатанный крепёж краевых реек, отливов, капельников, «юбок» на трубах, покрытия парапетов и деформационных швов.
  2. Закрепляют колпаки на трубах, аэраторах и воронках.
  3. Осуществляют замену или ремонт отдельных водоотводящих устройств, кровельных аэраторов, переходников (резиновых и прочих фитингов, стаканов) и прочих кровельных аксессуаров.
  4. Восстанавливают или заменяют герметик в отгибе краевой рейки в локальных местах и прочих элементах, требующих герметизации.
  5. Производят антикоррозийную обработку металлических элементов крыши (стойки ограждения, трубы, прочее).
  6. Ремонтируют небольших повреждения рулонного ковра (пробоины, разрывы, отслоения и т.д.).
  7. Устраняют прочие локальные дефекты.

Проведение осмотров и заполнение журнала по эксплуатации

Контроль технического состояния крыши следует осуществлять путём проведения плановых и внеплановых осмотров, а их результаты отражать в «Журнале по эксплуатации и ремонту крыши»:

Образец журнала от компании ТЕХНОНИКОЛЬ

В журнал вносится следующая информация: оценка технического состояния крыши и её элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных ремонтах. Обобщённые сведения о состоянии крыши должны ежегодно отражаться в её «Техническом паспорте».

Плановые осмотры подразделяются на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние крыши в целом, включая оборудование, расположенное на крыше. При частичных – техническое состояние отдельных элементов конструкции крыши или оборудования. Плановые осмотры проводят ежегодно:

●     весной – с марта по май, не менее одного раза;

●     летом – с июня по сентябрь, не менее двух раз;

●     осенью – с октября по ноябрь, не менее одного раза.

Внеочередные (внеплановые) осмотры должны проводиться после землетрясений, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов крыши и инженерных систем, установленных на крыше, а также при выявлении деформаций основания крыши и по факту возникновения протечек.

Проведение сезонных осмотров

Подняться на крышу дважды в год и проверить герметичность наиболее уязвимых зон – обязанность эксплуатирующей организации. Особого контроля требуют места примыканий, парапеты, рейки, хомуты, воронки, швы гидроизоляционных полотен.

Все эти зоны должны быть смонтированы абсолютно герметично. Если в процессе визуального осмотра замечено нарушение, то его можно устранить при помощи герметизирующих составов либо путём монтажа заплатки, в зависимости от типа кровли.

При весенних осмотрах необходимо:

●     обратить внимание на сохранность кровельного ковра на основной площади крыши и карнизные зоны на крышах с наружным водостоком;

●     убрать с кровли грязь и прочий мусор;

●     визуально проверить состояние защитного слоя;

●     проверить наличие вздутий кровли, водяных блюдец;

●     отметить в «Журнале по ремонту и эксплуатации крыши» нарушения герметичности примыканий кровельного ковра к выступающим конструкциям, инженерному оборудованию, выходам на крышу, примыканиям к стенам, парапетам, вентиляционным трубам, к стойкам радио- и телеантенн, ограждений и т.д.;

●     проконтролировать состояние водоотводящих устройств (ендов, водоприёмных воронок);

●     проверить наличие и правильность закрепления защитных металлических фартуков и свесов и правильность закрепления краевых реек и состояние герметика.

При весенних осмотрах следует обратить внимание на механические повреждения кровельного ковра, которые могли возникнуть при очистке кровли от снега металлическими лопатами. Водонепроницаемость кровельного ковра проверяют также путём тщательного осмотра потолков и стен помещений, расположенных под крышей.

Полученные данные о появлении пятен сырости и протечек следует отметить на плане крыши либо верхнего этажа и определить соответствующее место разгерметизации кровельного ковра, швов панелей и мест сопряжения стен с кровельными панелями.

При летних осмотрах следует внимательно обследовать поверхность кровли и отметить наличие признаков старения материала: появление трещин, вздутий, пузырей по всей поверхности, сплошных каверн, «губчатость» материала, потерю защитной посыпки (для кровель из БПМ). Вертикальные поверхности необходимо проверить на образование складок и «сползание» материала.

Осенние осмотры проводят с целью подготовки кровли к зиме: очищают воронки от загрязнения, а поверхность кровли – от листьев и мусора. При этом запрещается сметать их в водостоки. Для очистки кровель должны применяться деревянные лопаты, мётлы, полимерные скребковые устройства. Кроме того, для подготовки зданий к зимней эксплуатации необходимо проверить в чердачном помещении:

●     изоляцию трубопроводов, воздухосборников расширительных баков, вентиляционных и канализационных стояков;

●     состояние аэрационных устройств для вентиляции чердачных помещений и вентилируемых бесчердачных крыш;

●     плотность притворов дверей и люков чердачных помещений и выходов на крышу.

Отдельного разговора заслуживает оборудование, установленное на кровле. Часто это происходит с нарушением всех норм, особенно если речь идёт о самовольной установке, например, ТВ-антенн, без разрешения эксплуатирующей организации.

Организация выхода на кровлю

Выход на кровлю должен быть строго регламентирован, для этого правильнее всего завести соответствующий журнал, в котором будет фиксироваться каждое посещение. Все работы по содержанию и техническому обслуживанию крыш выполняют работники, имеющие допуск к работам на высоте, с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда.

Доступ на крышу должен иметь только персонал, ответственный за эксплуатацию крыши и оборудования, расположенного на ней. Запрещается выход на крышу персонала, за исключением случаев обследований, осмотров и мелкого ремонта кровли, исполнения предписаний по результатам технических обследований, производства монтажных работ, обслуживания инженерного оборудования и т.п..

Передвигаться по кровельному ковру из полимерных мембран (ПВХ, ТПО) рекомендуется по специально оборудованным защитным пешеходным дорожкам. Передвижение непосредственно по полимерной мембране может привести к повреждению кровли.

Нередко российские кровли страдают во время снежной зимы, когда их чистят с особым усилием. Важно помнить, что на плоской кровле нужно оставлять слой снега в районе 5 см, нельзя использовать металлические лопаты, ломы и топоры.

Очистку плоских кровель от снега не производят. Исключение составляют аварийные случаи, необходимость срочного ремонта кровли и устранение возможной перегрузки несущих конструкций покрытия от снегового покрова. При этом следует принимать меры по исключению повреждения кровли: для очистки кровли должны применяться деревянные лопаты или скребковые устройства, на кровле следует оставлять слой снега толщиной 5–10 см.

Даже небольшое повреждение может привести к большим неприятностям

Даже небольшое повреждение гидроизоляционного слоя может иметь для кровли фатальные последствия. Вода в подкровельном пространстве приведёт к тому, что утеплитель рано или поздно намокнет, а значит, перестанет выполнять свою основную функцию – удерживать тепло. В конечном итоге это отразится на жителях дома, особенно на собственниках квартир верхних этажей, поскольку там станет заметно прохладнее.

К тому же потеря свойств утеплителя неизбежно ведёт к образованию наледи и сосулек, а это уже серьёзные риски для каждого, кто оказывается вблизи объекта. В этом смысле короткая формула долговечности кровельного покрытия выглядит следующим образом: квалифицированный монтаж, умноженные на регулярные мероприятия по обслуживанию объекта.

Когда капитальный ремонт неизбежен

Если в процессе осмотра установлено, что степень износа кровли составляет 80% и более, то капитальный ремонт неизбежен. Отслоение водоизоляционного ковра, многочисленные повреждения, негерметичные примыкания, скопление воды в виде луж, обнаруженная влага при пробном вскрытии гидроизоляции, – всё это серьёзные аргументы в пользу масштабной реконструкции.

Похожие повреждения были обнаружены нами и на кровле одного из жилых домов в Рязани. Тридцатилетняя кровля требовала капитального ремонта. На площади 860 м² необходимо было полностью заменить гидроизоляционное покрытие и выполнить доутепление.

Кровля многоквартирного дома требовала капитального ремонта

Изношенное покрытие не справлялось со своими функциями: гидроизоляция прилегала неплотно, во многих местах образовались воздушные пузыри, карниз был оторван, примыкания потеряли герметичность.

Герметичность примыкания была нарушена

Старый утеплитель, во-первых, не соответствовал требованиям по толщине в регионе, во-вторых, из-за протечек практически полностью намок:

Таким образом, жители дома страдали от серьёзных тепловых потерь и наледей на карнизном свесе.

Поиск лучшего решения

Техническое задание на капитальный ремонт предусматривало замену гидроизоляции и дополнительное утепление кровли. В качестве материалов были выбраны современные плиты утеплителя на основе жёсткого пенополиизоцианурата LOGICPIR вкупе с ПВХ-мембраной LOGICROOF V-GR FB толщиной 1,5 мм.

Крепить систему решили механическим способом. Однако перед тем, как приступить к работам, подрядчики провели испытания, чтобы выбрать подходящий крепёжный элемент. Забегая вперед, стоит отметить: предварительные испытания выбранных решений – важнейший этап масштабной реконструкции.

Крыша дома в Рязани имела два слоя для крепления: многопустотная плита покрытия и старая асфальтовая стяжка. Подрядчики вскрыли существующую систему и обнаружили, что в некоторых зонах расстояние от верхнего слоя до плиты достигает 400 мм. Это осложнило ситуацию, поскольку крепежа подходящего размера просто не существует.

Вторая проблема была связана с наличием насыпного утеплителя. Это означало, что при перфорации отверстий под крепление утеплитель будет их мгновенно заполнять. При вновь открывшихся обстоятельствах от механического крепления нужно было отказываться.

Убедиться в этом окончательно помогла проверка асфальтовой стяжки. Она не соответствовала требованиям на вырыв крепежа. Так, в стандартах ТЕХНОНИКОЛЬ требование на вырыв анкерного элемента равно 0,9 кН. В данном случае это значение колебалось в диапазоне 0,3–0,4 кН.

Выбор в пользу инноваций

Ни у подрядчиков, ни у заказчиков не оставалось сомнений, что механическая система креплений в данном случае не подходит. Гарантировать, что новая кровля прослужит десятки лет, никто не мог. На встрече с подрядчиком и представителями регионального Фонда капитального ремонта эксперты компании-производителя предложили рассмотреть клеевую систему крепления.

Для кровельщиков (впрочем, как и для сотрудников Фонда капитального ремонта) это было в новинку. В системе ЖКХ о клеевой системе крепления мало кто слышал. К тому же для монтажа требовалось убрать около 5–7 см старых слоев. За счёт демонтажа старой стяжки каждый квадратный метр конструкции становился легче на 50–70 кг.

Естественно, стали просчитывать данное предложение с экономической точки зрения. Для работ понадобились: теплоизоляционные плиты LOGICPIR СТЕКЛОХОЛСТ, ПВХ-мембрана LOGICROOF V-GR FB 1,5 мм, клеевые составы и специально подобранные комплектующие, среди которых кровельные рейки, металлические тарельчатые элементы, полиуретановый герметик, очиститель для ПВХ-мембран, пешеходная дорожка Logicroof WalkWay Puzzle, ПВХ-аэраторы.

Дневник реконструктора

Как и предполагалось, для начала были полностью убраны все существующие гидроизоляционные слои и частично асфальтовое покрытие. Затем началась фиксация плит утеплителя, их клеили на специальную клей-пену для PIR.

В этом случае, как и с проверкой крепежа, решили убедиться в достаточной адгезии клеевого состава и основания, в роли которого выступала асфальтовая стяжка и оставшиеся куски приклеивающей мастики. Кровельщики приклеили несколько плит, а остальную площадь кровли закрыли баннерами, чтобы защитить от осадков.

В процессе монтажа

Спустя сутки проверка сцепления дала неприятные результаты: плиты довольно легко отрывались от поверхности вместе с кусками старой мастики. В качестве решения кровельщики стали обсуждать три варианта:

  1. Совместить механическое и клеевое крепление.

Однако из-за нестабильности асфальтового слоя от этого способа сразу решили отказаться.

  1. Наплавить битумный материал с мелкой посыпкой на асфальт, это должно улучшить сцепление.

Однако наличие нового материала и дополнительные работы серьёзно увеличивали итоговую смету.

  1. Оставалось разогреть существующий мастичный слой и вплавить в него посыпку. Этот способ оказался экономически самым выгодным и лёгким в монтаже.

Третий вариант был испытан на небольшом участке и показал высокую эффективность: плита утеплителя отлично приклеилась к основанию, при попытке отрыва она оставалась надёжно скреплённой с поверхностью.

После того, как слой теплоизоляции был полностью смонтирован, пришла пора укладки ПВХ-мембраны. Учитывая, что к этому моменту температура за окном приблизилась к нулевой отметке, нужно было использовать клей, который не кристаллизуется. Его действие также проверили на пробном участке; убедившись в эффективности, приступили к дальнейшему монтажу.

Капитальный ремонт кровли в Рязани оказался настоящим открытием для заказчиков и подрядчиков. Они не побоялись найти новое и эффективное решение, в надёжности которого можно быть по-настоящему уверенным. Каждый этап был проверен кровельщиками на практике. Кроме того, подрядчики освоили новый и довольной быстрый способ монтажа – приклеивание ПВХ-мембраны.

Вот так выглядит результат работ через три года:

Как вам статья?